ПолитНаука - политология в России и мире ПолитНаука - политология в России и мире
ПолитСообщество
ПолитЮмор
ПолитСсылки
ПолитПочта
Персоналии
Подписка


Кристина Куарони
доктор политических наук

Кто работает в Европейском Парламенте

Всё о политических партиях Старого Света

Выборы в Европейский Парламент пройдут в июне в расширившемся Европейском Союзе, после введения евро, и с парламентом, получающим все больше власти. Учитывая еще и оживленные дискуссии о будущем континента, это волеизъявление граждан станет серьезной проверкой стратегии развития ЕС.

В новом составе Европейского Парламента (ЕП) будут работать 732 депутата, а не 626, избранных в 1999 году. Изменится также число законодателей, представляющих ту или иную страну, и нередко это станет сильным ударом для наиболее слабых партий.

Недавнее одобрение европейского статуса политических партий подтолкнуло к созданию панъевропейских партий и началу предвыборных кампаний. Отныне политические организации одного направления будут оказывать взаимную поддержку друг другу на выборах в разных странах, а "зеленые" впервые проведут во всем ЕС единую предвыборную кампанию. Кандидаты смогут баллотироваться не только на родине, но и в других государствах Союза.

Но социальные, политические и культурные реалии, все еще сильно различаются от страны к стране. Присутствие новых политиков, представляющих организации, лишь недавно влившиеся в сформировавшуюся партийную систему Европы, способно изменить соотношение сил, идеологическое единообразие, финансовые и организационные перспективы политических объединений.

Усилившиеся в ЕС споры между "евроскептиками" и сторонниками федерализма о возможности более активной интеграции в области политики и экономики приведет, видимо, к реорганизации нынешнего политического спектра.

Однако выборы могут столкнуться с серьезнейшей проблемой - недостаточной активностью избирателей. Если верить опросам населения, до 70 процентов из них могут не прийти на избирательные участки.

Природа европейских политических партий

Европейская политическая система, как и европейские институты, имеет два уровня - национальный и межнациональный. Политические организации на европейском уровне скорее можно назвать "партиями партий". Они связаны с гражданским обществом через партии национального уровня. При этом такие общеевропейские объединения проводят огромную работу по координации политической деятельности национальных партий в европейских институтах. Благодаря им стала возможной выработка совместных политических стратегий и программ для европейских выборов.

Общеевропейские партии оказали дисциплинирующее влияние на национальные, уменьшая сильную идеологическую раздробленность на уровне стран путем поиска единого мнения о важнейших институциональных и политических проблемах в Европе. Так, было обеспечено существование политических объединений с более или менее высоким уровнем внутренней сплоченности. Поэтому голосования в ЕП отражают не только и не столько точку зрения отдельных национальных партий. Речь идет скорее о классическом разделении на "правых" и "левых" или о противостоянии федералистов и "евроскептиков".

Для некоторых партий ("зеленые", регионалисты, Европа демократии и разнообразия), учитывая слабое участие их представителей в управлении на национальном уровне, ЕП приобрел большую важность для ознакомления общества с их взглядами.

И все же авторитет европейских партий сильнейшим образом ограничивается национальными составляющими, которые часто сохраняют автономность в рамках европейских структур. Сказываются и слабая связь с европейским электоратом, своеобразие парламентской и выборной систем в странах ЕС, преобладание Европейского Совета как органа, принимающего решения, а также недостаточное освещение деятельности европейских партий в СМИ.

Начиная с первых прямых выборов в ЕП, политические партии превратились в активную часть процесса интеграции: стали образовываться европейские конфедерации из различных партий. В некоторых случаях в одно такое объединение входили партии, находящиеся по разные стороны баррикад в своих национальных парламентах. В то же время, согласно регламенту ЕП, было принято решение о создании транснациональных групп, объединенных общей политической идеологией, в которые вошли депутаты, избранные в более чем одной стране - члене ЕС. Определено минимальное число депутатов, входящих в группу. Они должны быть избраны на территории более чем одной страны ЕС (23 депутата из 2 стран, или 18 депутатов из 3 стран, или 14 депутатов из 4 и большего числа стран). С 1 июля вступит в силу новый устав ЕП, предусматривающий вхождение в каждую политическую группу не менее 16 депутатов, избранных как минимум в 1/5 стран, входящих в ЕС.

С принятием статьи 191-й Маастрихтского договора произошла институционализация европейских партий. Признается их роль как в формировании европейского политического сознания, так и в выражении политической воли граждан.

Наконец, с принятием в июне 2003 года европейского регламента, определяющего статус и порядок финансирования политических партий, они признаны на общеевропейском уровне как юридические лица - на союзном и национальном уровнях, определены механизмы их финансирования из бюджета ЕС, которое, учитывая дороговизну их деятельности, будет важным стимулом.

Согласно этому регламенту, европейская политическая партия должна соответствовать следующим требованиям:

Регламент предусматривает финансирование партий, соответствующих перечисленным требованиям, из бюджета ЕС. Из него ежегодно выделяются 8,4 миллиона евро (15 процентов распределяются равномерно и 85 процентов - в зависимости от числа депутатов в ЕП, не превышая, однако, 75 процентов бюджета партии).

Но регламент не уточняет, может ли гражданин напрямую вступить в такое объединение, не будучи при этом членом входящей в него национальной партии. Нет согласия и по поводу предложения ЕП, согласно которому некоторое число депутатов избиралось бы в рамках единого избирательного округа. В таком случае избиратели голосовали бы дважды: по национальному и европейскому спискам.

Партии и политические группы в Европе

В первых трех составах ЕП партии были разделены на два блока: к левым причислялись социалисты, объединенные левые и "зеленые". Правые были представлены христианско-демократическими партиями, консерваторами, либералами и националистами. В парламентах 4-го и 5-го созывов были три основные группы - народная, социалисты и либералы, которые выполняли роль правящих партий. В оппозиции были левые (коммунисты и левые, настроенные против европейской интеграции), некоторые правые (националисты, британские консерваторы, партии, не одобряющие европейское строительство, и ряд независимых депутатов, представлявших радикальных правых).

Сейчас в ЕП представлены 8 общеевропейских партий. По некоторым прогнозам, в новом составе вновь будет преобладать Европейская народная партия (ЕНП), которая вместе с социалистами способна взять под контроль 70 процентов мест (сейчас они имеют 65 процентов). От либеральной группы с 10 процентами мест будут во многом зависеть результаты голосований: ее депутаты присоединятся к левым при решении проблем защиты окружающей среды и будут голосовать вместе с правыми по вопросам рынка труда.

В последнее время обсуждается возможность создания после выборов новой европейской демократической партии центристского толка. В такое объединение могли бы войти федералисты из либеральной партии, ряд центристских партий, христианско-демократические партии и умеренные консерваторы из ЕНП. В объединение также могли бы войти левоцентристские партии из итальянской коалиции под руководством нынешнего председателя Европейской Комиссии Романо Проди.

Такая партия стала бы реальной силой в ЕП. Кроме того, ожидается формирование союза крайне правых партий, чьи депутаты сейчас считаются независимыми. То же самое могли бы сделать и "евроскептики".

Европейская народная партия - Европейские демократы - на данный момент самая многочисленная. Она насчитывает 232 депутата и 65 наблюдателей, представляет 25 стран, причем в 16 из них - национальные партии находятся у власти. В свое время в основу партии легли идеи христианских демократов, желавших активной европейской интеграции. Она постепенно расширялась, вступая в союз с партиями правоцентристов, и в результате постепенно приобрела свой нынешний вид. Поэтому в рядах партий нередко возникают разногласия по довольно принципиальным вопросам, что может привести к созданию новой европейской центристской партии. И хотя специалисты утверждают, что эта партия должна получить на предстоящих выборах 39 процентов мест в ЕП, ее будущее во многом зависит от преодоления внутренних противоречий.

Европейская социалистическая партия представляет социал-демократов из 25 стран ЕС. Сейчас у нее 175 депутатов и 57 наблюдателей. Входящие в нее национальные партии находятся у власти в 11 странах ЕС. То, что партия уступает противникам по численности, компенсируется большей сплоченностью и явным желанием способствовать развитию европейской интеграции.

Постепенно партия стала центром координации политики на европейском уровне. Кроме того, она способствовала интеграции социал-демократии, хотя у представителей этого направления отсутствовала реальная программа для Европы. По последним оценкам, ЕСП может рассчитывать на 30 процентов мест в ЕП.

Европейская либеральная партия имеет 53 депутата и 13 наблюдателей. Ее представители происходят из 20 стран ЕС и входят в состав правительств в 7 государствах.

Большинство партий - членов объединения представляют не самые крупные страны севера Европы. ЕЛП положительно относится к дальнейшей интеграции и расширению ЕС. Вступление в нее финских и шведских аграрных партий принесло объединению некоторую долю "евроскептицизма".

На идентичность и гармонию внутри объединения не самое лучшее влияние оказали разношерстность ее членов и желание принимать к себе как можно больше новых партий. Расширение ЕС, благодаря которому можно было бы выиграть еще около 20 мест, способно привести и к более неприятному последствию - идеологическому кризису. Однако благодаря внушительному политическому весу партия сохранит определяющую роль в ЕП.

Объединенные левые представлены в ЕП 49 депутатами из 10 стран и 7 наблюдателями. Они положительно относятся к европейской интеграции при условии, что она будет проходить по модели, отличной от нынешней.

К выборам они подойдут под названием Европейская левая партия в соответствии с соглашением, к которому пришли 16 коммунистических и социалистических партий. В ее состав не вошли нынешние партнеры из Скандинавии, объединенные парламентской группой Северные левые и "зеленые". До сих пор их нельзя было считать полноценной партией. Речь шла скорее о сотрудничестве. У каждой из них оставалась собственная политическая линия, базирующаяся на общей программе. В 1994 году этот союз превратился в политическую партию, известную как Европейские объединенные левые, и в 1995 году в нее вошли скандинавские партии. По предварительным прогнозам, партия может получить около 5,3 процента мест в ЕП. В таком случае она потеряет 17 депутатов, главным образом во Франции, Греции и Германии.

Партия "зеленых" с 1984 года присутствует в качестве координационной группы различных европейских экологических движений. В 1993 году была создана Европейская федерация партий "зеленых". У них есть собственная политическая группа в ЕП с 1989 года, а в 1999 году "зеленые" объединились с регионалистами, и таким образом получили в парламенте 45 мест. Теперь они представляют 11 стран ЕС. Вероятно, на выборах "зеленые" потеряют четыре места. Структура партии выглядит менее интегрированной по сравнению с другими политическими объединениями. Нет в ее рядах и полного согласия из-за наличия в партии как федералистов, так и "евроскептиков". В последние годы благодаря присутствию ее представителей в коалиционных правительствах трех стран ЕС, партия старалась более активно влиять на принимаемые в нем решения.

Регионалисты присутствуют в ЕП с 1981 года. С 1993-го они были преобразованы в Демократическую партию европейских народов - Свободный европейский альянс. В минувшем марте ее представители создали европейскую партию. В объединении представлены не все европейские партии регионалистов. А среди 23 из них, которые туда входят, многие остались за бортом национальных и европейского парламентов.

Ограниченное представительство в последнем (10 депутатов) вынудило регионалистов вступить в союз с другими политическими группами.

Начиная с выборов 1999 года был создан альянс с "зелеными", ставший четвертым по численности в ЕП. Хотя регионалисты и не играют определяющей роли, в парламенте они выражают интересы различных европейских меньшинств. С некоторых пор благодаря объединенной партии в ЕП национальные партии регионалистов стали активнее контактировать друг с другом.

Будущее партии во многом зависит от развития регионализма в национальных и европейском законодательстве и от институционального усиления Комитета по делам регионов.

Европейское объединение наций присутствует в ЕП со времен первого созыва. Оно состоит из 13 правоцентристских партий, не придерживающихся идей федерализма и происходящих из 13 стран ЕС. Ее 23 депутата - члены 5 партий, входящих и в коалиционные национальные правительства. Они выступают в защиту свободы принятия решений странами и отстаивают национальную идентичность европейских народов. Эта партия вместе с британскими консерваторами из ЕНП и крайне правыми депутатами служит центральным элементом альянсов правых партий в ЕП. Ожидается, что объединение получит хорошие результаты на выборах, особенно активно за него будут голосовать в странах, только что вступивших в ЕС, что приведет, в частности, к возрастанию политического веса "евроскептиков". Будущее партии во многом зависит от потенциальных союзов с другими группами в новом ЕП.

Европа демократии и разнообразия - наиболее молодая группа, сформированная в ЕП. Она была создана после выборов 1999 года. Тогда в нее вошли 18 депутатов из 4 стран. В данном случае речь не идет о наднациональной партии; ее члены не обязаны голосовать вместе в ЕП, они отвечают за собственные предвыборные программы перед своими избирателями. Эти депутаты критически относятся к стандартизации в Европе, пропагандируя право на специфичность. Малочисленность - всего 5 партий, некоторые из которых не имеют практически никакой роли на национальном уровне, - не делает эту группу важным игроком в ЕП. Учитывая отсутствие в ее рядах партий из новых стран - членов ЕС, вряд ли у нее произойдет рост числа депутатов после выборов. Кроме того, новые правила, определенные статусом партий и регламентом политических групп в ЕП, ставят под сомнение само существование этого объединения.

Источник: "Европа" - журнал Европейского Союза, № 40, июнь 2004

Rambler's Top100 copyright©2003-2008 Игорь Денисов