ПолитНаука - политология в России и мире ПолитНаука - политология в России и мире
ПолитСообщество
ПолитЮмор
ПолитСсылки
ПолитПочта
Персоналии
Подписка


Карлис Даукштс

Чего хочет Россия?

Карлис Даукштс (1944) – Dr. hist., prof., политолог, проректор Полицейской академии, преподаватель Балтийского Русского института и Рижского университета им. Страдыня.

Беседа Форума молодых ученых с Карлисом Даукштсом проводилась 14 сентября 2005 года . Пусть даже отношения Латвии и России во внутриполитической дискуссии обрели “новое дыхание”, но они не отодвинули на второй план вопрос о том, какое место в глобальной политике занимает Россия после окончания “холодной войны” и расширения Европейского союза. Какое значение имеет Россия в мире? Как охарактеризовать внешнюю политику России и какие факторы ее определяют? Воспринимают ли Россию глобальным игроком и что позволяет ей занимать и удерживать этот статус? Эти и другие вопросы обсуждались на встрече Форума молодых ученых с доктором исторических наук Карлисом Даукштсом.

Первое мое замечание, которое я хотел бы высказать и которое нужно принимать во внимание в течение разговора, - это не воспринимать сказанные мной критические высказывания о России как аксиому или как враждебное отношение к самой России. Я считаю, что страны Балтии лишились своей выгоды в начале 90-х годов прошлого века, когда Россия не пошла по демократическому пути, не стала либеральной, но начала возвращаться в проверенные веками имперские схемы внешней политики. Богатая, либеральная и дружелюбная Россия была бы очень выгодна странам Балтии. И это мой постулат номер один. Русский народ – это талантливый, сильный, пассионарный народ, хотя один из русских религиозных философов, Федотов, сказал, что русский народ как ни один другой народ для улучшения своей жизни не принес так много жертв, а достиг так мало. Поэтому и сложилась такая неоднозначная ситуация с российской политикой, историей и ее оценкой.

Поэтому, анализируя все оценки внешней политики и действий России, возникает один существенный вопрос: чего хочет Россия?

Вот именно! И мы, идя на эту беседу, решили, что это станет первым вопросом, который мы хотим Вам задать: чего хочет Россия?

Хочет ли Россия стать империей? Или, может быть, либеральной империей? (Это, по-моему, нонсенс...) Хочет ли она быть связанной с Европой и стать составной частью Европы, или все же идти своим, евразийским путем? Или, как ответил один из крупнейших российских военных аналитиков Павел Фельгенгауэр на вопрос “чего хочет Россия?” – “ Выпить стакан водки и пойти спать ” . Это грубоватое высказывание, но оно показывает, что в России вплоть до сегодняшнего времени не сформулирована ясная национальная цель, нет единой концепции развития – ее элита и народ различаются в своем восприятии мира.

Что происходит в России в последнее время? В связи с расширением Европейского союза существуют разные мнения о путях ее развития. Во-первых, многие в Москве мечтают о том, что Москва и области вокруг нее станут т.н. Евровостоком. Что не мы – маленькие балтийские страны с границей у Лудзы – будем Евровостоком, а Москва; мы же, в свою очередь, останемся со своей нищетой в тени. Второе впечатление таково, что в России сейчас происходит авторитарная модернизация. Третий путь – либеральный авторитаризм. Это мнение основывается на оценке того, что Россией теперь невозможно управлять без элементов авторитаризма. Многие говорят еще об одном обозначении, которое нельзя не упомянуть, – авторитарная клептократия, т.е. ситуация, где задействованы кланы, которые воруют все, что возможно, и ищут применение своего капитала и в Балтии. Однако нам нужно принимать во внимание и многие позитивные изменения. Были проведены три президентские предвыборные кампании и кампании перед выборами в Госдуму. До последнего времени пресса была более-менее свободна – даже до Путина. И это невиданное достижение за всю тысячелетнюю историю России. Россия начинает привыкать к свободе слова, не желает от нее отказываться, и этот фактор может стимулировать различные оппозиционные группировки.

И на фоне этих достижений невозможно предугадать путь демократического развития для России?

Выборы президента и выборы в Госдуму породили в одной части российского общества ощущение, что этот процесс будет продолжаться, развиваться и станет необратимым, однако в России на внешнюю политику и общественное мнение оказывает влияние президент, без ведома которого не происходит ничего. Поэтому так важно, кто унаследует трон и каким образом произойдет передел власти на самом высоком уровне. Поэтому существенен один вопрос. Президент Путин заявил, что он подчиняется Конституции и не будет больше выставлять свою кандидатуру на пост президента. Так ли это просто? Он может выставить свою кандидатуру и я предвижу такие возможные ходы: Путин может создать крепкий союз с Белоруссией и, таким образом, стать президентом объединенного государства. Единственная возможность для него в данное время (между прочим, с участием Европы) – “сожрать”, уничтожить Лукашенко и его пронародно ориентированную харизму. На пути третьего срока президентства Путина сейчас стоит последний диктатор Европы. И в этом, как бы это странно не звучало, совпадают интересы Европы, которая хотела бы демократизировать Белоруссию, и сугубо традиционалистские и личные интересы Путина – сохранить власть.

Каковы пути развития России, подразумевая под этим не внутриполитическую ситуацию, а значение России в мире, в глобальной политике?

В российской прессе и литературе упоминаются три пути развития. Во-первых, однобокость, где Путин стал бы арбитром во всех текущих процессах. Во-вторых, политика баланса сил. И в-третьих, на что надеется масса военных в России, - это биполярный институционализм. Это стало бы возвратом к доминированию двух держав. Самое удивительное, что и американцы не были бы против. Две страны заново успокоили бы сумасшедший мир, смогли бы взять под контроль ядерные державы и создать свою “ сеть клиентуры ” . Долгий мир “ холодной войны ” в биполярной системе не забыт и в 21 веке.

Возможно ли, рассматривая последний сценарий, действительно считать, что в сегодняшней международной ситуации существуют только две сильные сверхдержавы?

Да, здесь надо учитывать то, о чем в конце 19 века говорил американский геополитик Макиндер, - проблема США – это не Россия, а Китай. Китайский фактор разрушает эту возможную биполярность, так как в этом случае надо создавать совсем иную структуру, которую и предлагает Россия, - многополярность. Этот один из главных пунктов внешней политики России является гранд-стратегией. Какой путь выбрать?

Чтобы спрогнозировать выбор России в поисках пути внешней политики, наверное стоит знать принципы формирования внешней политики этого государства или, по меньшей мере, обстоятельства, которые на них влияют.

Внешняя политика России в данное время формируется так же, как во времена Ивана Грозного. Никакие мероприятия, переговоры или комиссии никогда не дадут результатов, пока мы – Латвия и страны Балтии – не найдем подход к Путину или его преемнику. Внешняя политика России является персонификацией Путина. По сути дела внешняя политика России, в первую очередь, все же не подчинение институтам, а подчинение личностям. Она чаще всего формируется как придворные интриги, авторитарный тип господства.

Кто и как формирует внешнюю политику России? Если вы заметили, один из сторонников Путина, влиятельный политолог Караганов, выдвинул чудовищное обвинение, и оно было опубликовано. Караганов, который обычно защищает российскую политику очень умно и умело, сказал, что Министерство иностранных дел и внешняя политика России до сих пор работает по телефонному принципу. Любые контакты и действия в отношении других стран, в их числе и Латвии, определяет кремлевская администрация.

Путин во внешней политике руководствуется еще одним принципом. В последние годы, как вы знаете, мировые цены на нефть резко подскочили вверх. В российский бюджет уже два года подряд базовой ценой заложен такой прогноз: цена на нефть на мировом рынке будет 20 американских долларов за баррель. А какова реальность? Цена на рынке уже составляет 90 долларов за баррель чистой нефти! Россия там теряет 20 долларов, но так или иначе – это огромная прибыль! Последствия этого таковы, что Россия заново попала в т.н. капкан изобилия природных ресурсов.

Что это означает?

У капкана изобилия природных ресурсов четыре признака. Россия чрезвычайно богата полезными ископаемыми – нефтью, газом, золотом; там полная таблица Менделеева. Во-первых, в результате избытка природного богатства элита соперничает не за повышение производительности труда, а за контроль над добычей этого богатства. И все! Не нужно производить, инвестировать, думать об образовании, надо только контролировать. Россия – не нищая страна. Она очень богатая страна, только это богатство не порождает энергичности и расцвета труда. Богатство в России порождает бездействие.

Второй признак – результат этих действий один: загнивание правящей клики. Так как деньги распределяются либо явно популистически, либо все просто поделив между собой, речь не идет о вложениях и инвестициях. Но что самое трагичное – богатство природных ресурсов порождает неизмеримую коррупцию. Там одна подпись означает два миллиарда долларов или контрольный пакет какого-нибудь завода. Коррупция в России становится движущей силой государства, ее внутренней и внешней политики.

Третий признак, который связан с избытком природных ресурсов: они предоставляют возможность не производить, а все больше импортировать товары; у России есть такие возможности. Между прочим, мы не используем эту возможность. Они готовы были бы купить, но мы не готовы торговать. Россия является громадным рынком и из-за этого обстоятельства – так как она богата. Мы считаем, что Европа богата? Об этом еще можно поспорить.

Четвертый признак капкана природных ресурсов: это богатство ограничивает демократические свободы, так как у власти предостаточно свободных средств, чтобы тем или иным образом купить целые слои населения, тех же забастовщиков. Или чтобы их наказать! Таким образом, власть не заинтересована в демократическом развитии народа, а просто в его подкупе и контроле. Богатство России – ее проклятье.

В связи с природными ресурсами России и проводимой ею внешней политикой сейчас актуален вопрос о постройке газопровода, который соединит Россию и Германию.

Самое интересное это то, что этот вопрос не является проблемой России. Россия использует процедуру политического давления, и с точки зрения Россия она легитимна. Путина нельзя в чем-либо упрекнуть – он действует как бы в рамках свободного рынка. Газопровод – это скорее проблема Германии. Дальнейшие последствия этого проекта могут оказаться разрушительными для Европейского союза. Германия начинает идти (и это особо отмечается в прессе) путем индивидуальной, самостоятельной, нерегулируемой Европейским союзом внешней политики. Германия поступает очень недружественно, чрезвычайно нетактично по отношению к своим союзникам по Европе. Постройка газопровода является не проблемой России, а проблемой Германии и Европейского союза.

А как быть с отношениями России и стран Балтии?

Мы для России как японцы. Территориальную проблему Курильских островов осложняет история и тяжелые воспоминания. 1904-1905 годы, 1924 год, после этого 1939 год, нарушение договора о нейтралитете, 600 000 японцев попали в плен, из которых большая часть погибла в Сибири. Что это? Это аналог ситуации со странами Балтии. Давление истории на оба фланга России довольно сильно. Нам нужно срочно решить эту проблему исторического давления – рациональным путем. И факт оккупации, и депортации, и все прочее. Если хотим заинтересовать Европу, наши исторические воспоминания и переживания, у которых, без сомнения, есть прочные основания, мы не должны акцентировать, актуализировать и политизировать.

Что же является главным ресурсом внешней политики России? Происходящие в России нарушения прав человека ни для кого не секрет, проблемы с демократией, свободой прессы и т.д. Однако с этим государством считаются в международном сообществе, оно – глобальный игрок.

Ресурсы внешней политики различны: территория, нефть, газ и ядерный арсенал. Повсюду – в Европе и Америке – в отношениях с Россией господствует рационализм. Вы же помните аргументацию Шредера? Он заявил: мне нужен российский газ только для того, чтобы ограничить диктат ОПЕК. Т.е., крепкая дружба Германии и России формируется для того, что снизить зависимость Германии от нефтедобывающих стран. Нефть, газ, поддержка уровня благосостояния – все это вещи, которые Россия может предложить остальному миру...

Источник: Globalizacija un globala politika, Strategiskas analizes komisija, zinatniski petnieciskie raksti, Nr. 5(6)/2005

Rambler's Top100 copyright©2003-2008 Игорь Денисов